Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
Обществу нужна личность, самостоятельно и критически мыслящая, способная видеть проблему и творчески ее решать. Достичь этой цели возможно только путем формирования у учащихся исследовательских умений. Именно исследовательские умения позволяют самостоятельно работать со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений, опытов и создании проектов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; общаться с аудиторией, выступая на конференциях, дают положительные результаты в изучении предмета. Проблема формирования исследовательских умений, составляющих основу учебной деятельности, особенно актуальна для учащихся основной школы – именно в этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления.
Развитие исследовательских умений у учащихся основной школы – одна из актуальных проблем современности.
Объектом исследования в курсовой работе являются развитие формирования учебных умений школьников при изучении истории средних веков.
Предметом исследования дипломной работы – учебные умения школьников при изучении истории средних веков.
Целью курсовой работы является изучение Формирования учебных умений школьников при изучении истории средних веков.
Смешение или комбинирование национальных правовых систем, как одна из основных современных тенденций процесса образования, должно основываться на тщательном изучении педагогической практики, на традициях педагогики и на конкретном понимании образовательного учебного процесса.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами.
Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы и ставится цель; основная часть состоит из главы, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
• изучить понятия «учебные умения»
• описать развитие учебных умений и их классификация в современной педагогической науке;
•проанализировать сущность учебных умений в современной педагогической науке в школьном образовании.
Гипотеза исследования - следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь формирования учебных умений школьников при изучении истории средних веков при изучении педагогики на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: правовой, литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Методологическая основа работы показала, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено влияние общего и особенного в сравнительно анализе источников формирования учебных умений школьников при изучении истории средних веков при изучении педагогики на современном этапе.
Каждый параграф в работе завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании педагогике, в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Сущность учебных умений и их классификация в современной педагогической науке
В федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образование в большей степени ориентировано на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой основной школы.
Сегодня одна из целей ФГОС является становление личности школьника, его творческих возможностей. В данный момент социум остро нуждается в творческой, самостоятельной, функциональной личности, с ясно выраженными характерными персональными чертами характера, способной, реализуя свои личностные требования, находить решения в трудных жизненных ситуациях. Данный общественный заказ повышает интерес к существующим трудностям развития творческих, энергичных учащихся, который помогает становлению особенности личности, его самовыражению, самореализации и удачной социализации.
Новейшая школа, призвана добиться достижения следующих целей:
- развитие личности школьника его творческих возможностей, энтузиазма к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта воплощения разных видов деятельности;
- охрана и улучшение физиологического и психического здоровья учеников; - сохранение и укрепление индивидуальности ученика.
Суть системно-деятельностного подхода состоит в том, что создание личности ученика и продвижение его в исполнении не тогда, когда он принимает знания целостном облике, а в процессе своей работоспособности, направленной на «открытие новейшее знания». Сегодня принципиально не столько передать ученику значительный багаж знаний, сколько совершенствовать его возможности самостоятельной постановки учебных целей. Далее планирование пути их реализации, надзирать и расценивать свои достижения, то есть умение учиться. В этом содержится основное направление стандартов второго поколения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. – С. 64-68.
2.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24-33.
3.Алмаев П. А. Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. — vi, 164 с.
4.Бартенева Н. П. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Н.П. Бартенева // Преподавание истории в школе, 2005, № 3, – С. 31-39.
5.Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 40-50.
6.Ванциян, А. Г., Нечаева, Н. В. Реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. [Текст] – Самара: «Федоров», 2012. – 224 с
7.Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский – М.: Эксмо, 2000. – 298 с.
8.Гликман, И. З. Методика или технология [Текст] / И.З. Гликман //Методист. – 2007. – №3. – С. 59-62.
9.Головизнина, Н. Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Л. Головизнина; Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2005. – 186 с
10.Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с
11.Елекенова, Л. З. Сущностная характеристика понятия «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс] / Л.З. Елекенова // Вестник ПГУ. – № 4. – 2010. – С. 45-55. – (http://elibrary.kz /download/zhurnal_st/st2681.pdf)
12.Зачесова Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ под общ. Ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006 . – 612 с.
13.Калачихина, О. Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ О. Д. Калачихина // Школьные технологии. – 2007. – №4. – С.112-115.
14.Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
15.Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. – СПб.: Каро, 2015. – 128 с.
16.Кораблев А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе // Школа. – 2006. – №2.
17.Марковская, Е. А. Инновационные технологии Петербургской современной школы: концептуальный анализ: Методическое пособие [Текст] / под науч. ред. И.Б. Мыловой. – СПб.: СПб АППО, 2010. – 36 с.
18.Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. – 174 с
19.Новиков, A. M. Методология образования [Текст] / A. M. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
20.Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе / А.С. Обухов // Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. – С. 66 – 77.
21.Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодой ученый. – 2012. – № 10. – С. 358-361.
22.Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
23.Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. – М., 2000.